HOST – IX (2023 Nuclear Blast) Едва ли предыстория появления проекта Host для кого-то остаётся тайной за семью печатями, однако стоит вспомнить о предпосылках возникновения этого проекта, созданного основателями легендарного британского death-doom феномена Paradise Lost. Эта группа последовательно меняла своё звучание с момента основания и до поздних 90-х, когда гиганты музыкальной индустрии EMI предложили парням из Галифакса контракт, от которого было нельзя отказаться. Воротилы большого бизнеса подписывали метал-группу и особо не вдавались в подробности, у них были исходные данные — популярная метал-группа, большие продажи, опыт гастролей. Плевать на подробности! Откуда им было знать, что к седьмому альбому Paradise Lost надумают «играть в Depeche Mode» и запишут мрачный и тяжёлый, но синт-поповый альбом? И вот пришли безумные времена, настал черёд пройти испытание «медными трубами»: EMI дали парням карт-бланш, подписывали любые чеки, и парни сорили деньгами, не думая о последствиях. Однако три или четыре месяца, проведённые в шикарном особняке с собственной студией, не прошли для Paradise Lost зря, и песни, вошедшие в альбом “Host” (1999), удались на славу. Да, это невероятный поворот, но одни из основателей жанра death-doom действительно записали синт-поп альбом! Атмосферный, преимущественно мрачный, но на удивление гармоничный и в какой-то мере кинематографический. Там были хуки, запоминающиеся припевы, продуманные аранжировки (в том числе, струнно-смычковых) и неизгладимый дух всеохватывающей, иногда буквально душащей меланхолии. Наверняка, часть фанатов отвернулась от Paradise Lost после этого релиза, но фатализм новых песен наутрально сообщался с настроениями прошлых работ. В конечном счёте, группа говорила примерно о тех же вещах и эмоциях, но другим музыкальным языком. И не надо думать, будто это был тщательно спланированный коммерческий ход, всё получилось спонтанно и искренне. А вокалист группы Ник Холмс был искренен как никогда: его отец умирал от рака, пока группа писала материал, и этот факт повлиял и на название альбома, и на текст заглавной песни. “Host” был шоком для фанатов, большим шоком чем предыдущий, уже непростительно мягкий “One Second”. А пока Paradise Lost наслаждались роскошью и для них стало новостью, что “Host” продаётся. Нереально хорошо продаётся. По правде, на тот момент это был самый коммерчески успешный альбом в дискографии группы. Запись “Host” не изменила звучание Paradise Lost навсегда. Группа откатала программу на концертах и в итоге повернула в новом направлении, со временем отказавшись от электроники. Тем не менее, гитарист и ведущий автор Paradise Lost Грег Макинтош, вспоминая о тех временах, сделал неожиданное признание: «Мне не нравится, что я вынужден говорить такое, но я наслаждался процессом записи альбомов “Host” и “One Second” больше чем работой над “Icon” или каким-либо другим нашим альбомом. Это был всеобъемлющий эксперимент, мы делали альбом, не зная о том, куда он нас приведёт. Во время записи “Icon” или “Draconian Times” мы оставались на знакомой территории. И в этом нет ничего плохого, я полагаю, в такой ситуации ты чувствуешь себя увереннее но это не вызывает восторга». Едва ли кто-то мог предположить, что 23 года спустя Грег Макинтош и Ник Холмс вернутся к электронному звучанию “Host”. В самом деле, к чему это баловство? Paradise Lost снова экстремальны, одновременно с этим оба музыканта участвуют даже в более экстремальных командах Strigoi и Bloodbath, и они тоже, по-своему, успешны. Но, как говорится, «мужчина может иметь безобидное хобби». Грег всерьёз взялся за сочинение материала, который лёг в основу альбома “IX” во время пандемии. По его словам, он ориентировался на танцевальную поп-музыку 80-х и готику, но выбрав название для проекта в честь седьмого альбома Paradise Lost он дал аудитории гораздо более прозрачный намёк на направление, в котором будет двигаться Host. Грег как-то вспоминал о сравнении Paradise Lost периода “Host” с Depeche Mode, но отметал предположения о прямых влияниях, признавая в то же время, что искал похожего звучания, но не формы. По большому счёту, с выходом “IX” Грег и Ник начинают своё паломничество в волшебный мир электронной музыки там, где они остановились в 1999. Обилие клавишных, синтетический бит, немного аккуратных оркестровок, ещё меньше гитар и узнаваемый отрешённый голос Ника Холмса. “IX” звучит так, как будто его отделяют от “Host” не двадцать лет, а двадцать месяцев. Пусть альбом начинается с исповедальной, почти трагической, если не сказать унылой, “Wretched Soul”, но слушатель узнал о Host благодаря второму треку альбома — “Tomorrow’s Sky”. Видео на одну из самых эффектных и хитовых песен альбома было обнародовано ещё в октябре 2022. Меланхоличный дуэт хмуро ходит среди безликих манекенов и со значением смотрит в камеру — в клипе минимум действия. Этот видеоряд бьётся с текстом, передающем в общих чертах чувство одиночества и отчуждения на фоне внешнего безразличия социума. Этот же текст, если добавить в него буквально пару строк, органично смотрелся бы и в контексте Paradise Lost, он универсален. “Tomorrow’s Sky” был выбран не зря, этот напряжённый ритм, холод клавишных и отстранённый, но тепло звучащий голос Холмса сами по себе служат достаточным средством привлечения внимания к альбому. А если добавить к этому легко запоминающийся, по-хорошему навязчивый припев да пару примечательных инструментальных решений вроде яркого гитарного соло, короткого акустического пассажа и действительно старомодной танцевальной поп-мелодии, то приоритеты Host становятся кристально понятны. Интересно, что уже по первым песням можно заключить, что это был спонтанный эксперимент, его никто не форсировал. Отсюда вопрос: как вообще рождаются такие песни? Грег раскрывает карты: «Самый простой способ написать такие песни — начать с поиска хука. Я брал очень-очень простые фортепианные аккорды, может быть, три или четыре фортепианных аккорда. Затем отправлял это Нику. Он придумывал пару мелодий и отправлял мне обратно. Как только мы находили хук, главное... я думаю, вы могли бы назвать это припевом, но это не обязательно должен быть припев, это просто конфетка для ушей, какая-то мелодия, которая застревает в вашей голове, когда песня подошла к концу. После этого мы добавляем разные специи, делаем песню более интересной, или более мрачной, или добавляем немного атмосферы». Я не могу сказать, что весь “IX” звучит равномерно захватывающе. Да, в каждой песни есть что-то привлекательное или просто запоминающееся, но не все из них так безупречно удовлетворяют требованиям радио-формата как “Tomorrow’s Sky”. Более интроспективная “Divine Emotion” согревает аранжировками струнно-смычковых, уносящих нас прямиком в 1999, когда Грег усиленно экспериментировал с этим своим личным открытием. Трек органичен в рамках альбома, но недостаточно боеспособен как отдельная единица. Несколько проще с “Hiding from Tomorrow”, который стартует на высоких скоростях, заманивая почти космическими, парящими гитарами, и уже со второй половины замедляется и развлекает сменой темпа и аранжировок. По сравнению с навороченным, полным идей “Hiding from Tomorrow” следующий номер “A Troubled Mind” поначалу кажется простым, почти аскетичным упражнениям в унылом синт-попе, но вот серую мглу британского сплина прорезает небольшое гитарное соло, после которого основная мелодичная линия обрастает новыми подробностями. “My Only Escape” хорош риффами и возвышенными клавишными на припеве, “Years of Suspicions” запоминаются тяжёлой атмосферой тревоги и недоверия, равно как и парой фирменных электронных тем из 80-х. “Inqusition” и “Instinct” любопытны и характерны для Host, но не настолько хороши, чтобы после первого прослушивания к ним захотелось быстро вернуться. В “IX” вы услышите много “Host”, но одновременно с этим материал нового проекта Грега Макинтоша и Ника Холмса глубже, насыщеннее и технически современнее. Какие-то песни цепляют больше других, и соотношение «ровных» треков и явных хитов роднит данные работы. В то же время “IX” чуть разнообразнее стилистически — здесь больше гитар, больше рока, но есть и немного мягкого колдвейв звучания, если выделять это явления в отдельный жанр. На мой взгляд, дуэт сделал то, что нужно было сделать, и сделал это правильно. Самый нетипичный альбом дискографии Paradise Lost наконец получил своё развитие, но уже вне группы, чтобы никого не смущать. Теперь у Грега есть ряд идей для второго альбома Host, но каким он будет, говорить рано. Грег отделывается общими фразами: «Я представляю, что это будет нечто другое. Проект будет двигаться, развиваться, меняться, будут новые влияния… Это опять будет что-то другое». Алексей Евдокимов специально для Куртки Болтендаля #boltendal #Paradise_Lost #Host #synth_pop

Теги других блогов: Paradise Lost Host death-doom